Генкомпании начали массово отказываться от единого рынка по продаже мощности и уходить на прямые договоры с энергосбытами. В итоге в 2016 году доля таких договоров выросла вдвое, до 23%, большинство компаний продает мощность аффилированным или “надежным” сбытам, пишет “Коммерсантъ”. Схема, по данным издания, позволяет генераторам не вешать на себя дебиторскую задолженность проблемных покупателей мощности.
Как выяснилось, с 2016 года генкомпании стали все чаще отказываться от продажи мощности на оптовом энергорынке через долгосрочный конкурентный отбор (КОМ) и уходить на свободные договоры по продаже мощности (СДМ) энергосбытовым компаниям. Вчера стало известно об уходе с КОМ “Юнипро” (подконтрольна немецкой Uniper): совет директоров “Челябэнергосбыта” (ЧЭС) одобрил заключение с этой компанией СДМ на 1,2 млрд руб. с НДС. Объем поставляемой мощности — 9 ГВт (это весь объем генерации “Юнипро”, кроме новых блоков, мощность которых она обязана продавать на рынке), сроки поставки — апрель–декабрь 2017 года.
ЧЭС получил отсрочку: платить за мощность он будет 25-го числа следующего месяца, тогда как по регламенту КОМ оплата производится 14, 21 и 28-го числа месяца поставки. Цена мощности по СДМ “будет равна цене покупки мощности на оптовом рынке по договорам КОМ”, цель — экономия средств “за счет переноса даты платежа”. Подробнее стороны сделку не комментируют.
ЧЭС — гарантирующий поставщик электроэнергии (ГП) в Челябинской области. В марте 2016 года компания сообщала, что четыре московских ООО стали владельцами 60% ее уставного капитала. 15% принадлежит “Энергопромфинансу”, единственным владельцем компании, по СПАРК, является экс-супруга главы “Роснефти” Игоря Сечина Марина.
Впрочем, “Юнипро” — не единственная генкомпания, ушедшая с рынка на СДМ. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, доля СДМ в 2016 году выросла почти вдвое, составив в общем объеме проданной мощности по ДПМ и КОМ 23% — 38 ГВт (всего в отбор прошло 162 ГВт, из них 32 ГВт — это ДПМ). Ранее свободные договоры не были популярны. Интерес к заключению свободных договоров у потребителей есть, говорят в “Сообществе потребителей энергии”, но предлагаемые генераторами выгоды ничтожно малы, поскольку текущая модель оптового рынка позволяет поставщикам гарантированно получать выгодную оплату без необходимости конкурировать за потребителя. Схема КОМ такова, что прошедшие отбор мощности гарантированно получают фиксированную на всех цену, которую платят все покупатели.
По данным источников, триггером роста СДМ в 2016 году стали изменения их правил. Генераторам разрешили заключать СДМ с любым потребителем внутри одной ценовой зоны энергорынка (их две — европейская часть страны с Уралом и Сибирь). Это привело к тому, что крупные генкомпании начали активно продавать мощность аффилированным или “надежным” энергосбытам. Это позволило им избавиться от неплатежей: по правилам рынка, долги потребителей за мощность на КОМ пропорционально распределяются между поставщиками энергии, но не затрагивают СДМ. “Все стараются продать мощность надежным сбытам, а те выторговывают отсрочку оплаты или скидку”,— говорит один из собеседников. При уходе на СДМ генераторы, по его словам, уведомляют оптовый рынок, объем договора затем не учитывается при торгах, а так как цена КОМ стала долгосрочной, то она не меняется. У крупных генкомпаний (“РусГидро”, “Интер РАО”, “Т Плюс”, “Росэнергоатом”) есть собственные ГП, генераторы без сбытовых активов (например, “Юнипро”) вынуждены уходить к независимым ГП без крупных долгов на рынке.
По оценке первого зампреда правления ассоциации ГП и энергосбытовых компаний Елены Фатеевой, в 2016 году вырос и объем свободных договоров на продажу электроэнергии. “Этот механизм стал более справедливым в части распределения объемов неплатежей”,— отмечает она. По данным “Совета рынка”, объем продажи электроэнергии по свободным договорам в 2016 году вырос на 2,4%, до 42,6 млрд кВт ч.