МОСКВА, 28 октября (BigpowerNews) — Системный оператор ЕЭС будет принимать заявки на участие в механизме ценозависимого потребления (Demand Response) на 2017 год с 15 по 21 ноября, сообщили BigpowerNews в СО ЕЭС.
Demand Response — рыночный механизм, используемый во многих крупных энергосистемах мира в качестве дополнительного средства регулирования электрического баланса. Организаторами и вдохновителям Demand Response в России стали АО «СО ЕЭС» и Ассоциация «НП Совет рынка».
Суть механизма состоит в снижении потребления электроэнергии в пиковые часы, что позволяет не загружать в это время дополнительную генерацию, как правило более дорогую и менее эффективную. Такое сглаживание суточных максимумов потребления помогает избежать повышения цен на оптовом рынке электроэнергии. Потребители, предоставляющие услугу ценозависимого потребления, при этом получают дополнительную экономию, поскольку объемы разгрузки зачитываются при оплате за потребленную ими мощность. Demand Response позволяет получить экономический эффект и производителям энергии за счет оптимизации графика загрузки электростанций. «Изъятие части объемов потребления из пиковых часов суток означает перераспределение выработки между электростанциями – на величину снижения выработки наименее эффективных станций в другие часы суток увеличится загрузка более эффективных станций», — поясняют в СО.
В ЕЭС России этот инструмент регулирования появился в текущем году. 20 июля вышло постановление Правительства РФ № 699 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности», предусматривающее включение механизма ценозависимого потребления в процедуры КОМ и РСВ.
Как сообщалось, сбор заявок на 2020 год уже проведен в сентябре этого года в рамках долгосрочного конкурентного отбора мощности. В рамках этого отбора была подана только одна заявка на разгрузку в пиковые часы на 5 МВт. Заявителем выступило АО «РУСАЛ Новокузнецк» (входит в Русал Олега Дерипаски).
Впрочем, большого объема ценозависимых заявок регуляторы рынка и не ждали.
Еще в сентябре зампредседателя правления Системного оператора Федор Опадчий, анонсируя Demand Response на совместном с членом правления «Совета рынка» Максимом Русаковым брифинге, говорил, что потребителям, возможно, будет не просто принять решение о принятии обязательств на 2020 год, учитывая, что механизм новый, незнакомый, а прогнозировать экономическую ситуацию на четыре года вперед довольно сложно. К тому же участие в ценозависимом потреблении с 2020 года предусматривает финансовые гарантии исполнения своих обязательств со стороны потребителя, поскольку этот механизм включен в рынок мощности и влияет на конечную цену мощности на рынке.
По словам главы ассоциации «Совета потребителей энергии» Василия Киселева, которые приводил «Коммерсант», «в качестве обеспечения исполнения обязательств «Совет рынка» требовал от потребителей поручительство поставщика мощности, при этом срок предоставления такого поручительства не превышал двух недель».
«Первый механизм пробный — из-за сроков и фингарантии достаточно жесткий отбор. Скорее всего, будут пробные одиночные выстрелы со стороны потребителей», — также говорил Максим Русаков, отмечая, что рассчитывает на больший интерес при формировании перечня покупателей с ценозависимым потреблением на 2017–2019 годы.
«Именно здесь мы ожидаем, что потребители [готовые к ценозависимой разгрузке – ред] придут», — пояснял М.Русаков.
2017–2019 годы, по мнению Ф.Опадчего, станут «пробным шаром» для потребителей, позволив оценить и собственные возможности по переносу нагрузки потребления с пиковых на другие часы суток, и выгоды от участия. К тому же, в этом случае требования проще, чем к заявителям в КОМ, участие в регулировании спроса в ближайшие три года не требует финансовых гарантий, так как конкурентные отборы мощности на эти годы уже проведены, цена на мощность установлена, и Demand Response на нее не повлияет.
«Они [потребители, готовые к ценозависимой разгрузке – ред] не смогут повлиять на цену КОМ, но смогут повлиять на цену РСВ. Для этого им нужно будет до конца этого года прийти и зарегистрироваться как участник с ценозависимым потреблением», — отмечал Ф.Опадчий.
Сбор заявок продлится с 15 по 21 ноября. Подача заявок возможна в отношении групп точек поставки потребления от участников оптового рынка, включенных в реестр квалифицированных покупателей, формируемый АО «АТС». Ежемесячный объем мощности в заявке не может быть ниже 2 МВт·ч. В целом совокупный объем ценозависимого потребления на год составит не более 1% объема максимального спроса на мощность, определенного при проведении КОМ на 2017 год. Таким образом, в первой ценовой зоне предельный объем ценозависимого потребления может быть чуть более 1,4 ГВт, а во второй – около 0,4 ГВт.
История Demand Response
Впервые этот рыночный механизм начал применяться в США в 1970−х годах в рамках «Программы по рационализации спроса» (Demand Management), направленной на сбережение электроэнергии за счет стимулирования потребителей к сокращению объема энергопотребления в пиковые периоды спроса или смещения времени энергопотребления на внепиковые периоды спроса. На протяжении многих лет энергокомпании внедряли «Программу прямого управления нагрузкой» (Direct Load Control) в качестве разновидности Demand Response, в рамках которой потребители соглашались на кратковременное отключение нагрузки при аварийных ситуациях в энергосистеме в обмен на специальные тарифы.
Начиная с 2010 года Demand Response начал активно расти на рынках электроэнергии и получил возможность конкурировать с производством электроэнергии. Программы Demand Response внедряются в США, ЕС, Австралии, Новой Зеландии, Китае и других странах. К примеру, в Европе Demand Response работает на коммерческой основе в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии. Инструменты регулирования спроса применяются в Норвегии, Швеции, Нидерландах, Австрии. К выводу на коммерческую основу готовятся Германия и Польша. В каждой из стран этот механизм имеет свои особенности, определяемые спецификой рынка электроэнергии, наличием или отсутствием рынка мощности, возможностями участия в рынках потребителей, а также целями программ ценозависимого потребления и уровнем их развития.
Объем мощности Demand Response в мире в 2016 году составил 39 ГВт, из них 28 ГВт на территории Северной Америки: 21 ГВт – за счет программ для коммерческих и промышленных потребителей и 7 ГВт – за счет программ для бытовых потребителей. Предположительно, объем Demand Response в мире к 2025 году достигнет 144 ГВт.