Сегодня мировой и российский бизнес продолжает инвестировать средства в цифровые решения, а государственная система поддержки цифровой трансформации получает новые стимулы развития благодаря инициативам по регулированию Big Data в разных отраслях, включая энергетику.
Нефтегазовая сфера и электросетевой комплекс уже применяют цифровые решения. Настал черед угольной отрасли. И здесь государство применяет похожие технологии.
Олег Жданеев, заместитель генерального директора, руководитель Центра компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России в ходе сессии по цифровой трансформации ТЭКа на Российской энергетической неделе анонсировал новый этап цифровизации ТЭКа.
«Недавно стартовал новый проект по цифровой трансформации угольной отрасли. Здесь много пересечений эффектов между нефтегазом, электроэнергетикой и углем.
Но если посмотреть на вызовы и возможности, их гораздо больше, чем в других отраслях ТЭКа. Уровень автоматизации и производительности, если сравнить с другими мировыми лидерами, в угольной сфере существенно ниже. И это, прежде всего, демонстрирует возможность для внедрения тех цифровых решений, которые есть в других отраслях и у наших зарубежных коллег. При этом, когда мы смотрели, какие должны быть достигнуты эффекты в цифровой трансформации к 2035 году, коллеги были очень консервативны: они прежде всего обращали внимание на разработку площадки базы данных лучших практик, которая позволит оперативно предоставлять разработчикам программных и аппаратных средств свои лучшие технологические решения, а потребителям дать совершившиеся кейсы, чтобы ускорить обмен лучшими практиками.
Но если отойти от угольной отрасли, то в целом вопросы по отраслевому техническому заданию, отраслевому спросу, отраслевым методикам испытаний и испытательным центрам являются важнейшими для ускорения цифровой трансформации в ТЭКе. Еще один момент, который мы зачастую упускаем, когда говорим об отечественном софте, это его совместимость с российским «железом». Потому что вне зависимости от того, угольная или нефтегазовая отрасль, основное количество объектов в ТЭКе относятся к критической инфраструктуре. И в этом отношении невозможно исключить взаимосвязь развития отечественного ПО и «железа», — подчеркнул Олег Жданеев.
Он также отметил, что в России есть уникальные примеры отечественного софта для универсальных средств измерения.
Например, в Сарове сейчас разрабатывается уникальный программный продукт по имитационному моделированию, который позволяет существенно сократить цикл испытаний оборудования. Этот подход универсален для любых отраслей ТЭКа.
Кроме того, конкретно в угольной отрасли в части решения вопросов геологического моделирования, как в «нефтянке», необходимо разработать математическую модель резервуаров перед освоением, для угольной отрасли — это одно из таких нововведений. То есть подходы, существующие в нефтегазе, могут быть эффективно использованы в угольной отрасли, ведь вызовы цифрового нефтегаза на 80% совпадают с вызовами угольщиков. И регуляторику по робототехнике, безлюдным технологиям и 5G — все это можно применить в разных отраслях ТЭКа. Здесь много общего и нужна лишь консолидация усилий для гармонизации стандартов и того, чтобы избежать дублирования при разработке тех или иных решений.
Остается еще один важный вопрос импортозамещения. По словам Игоря Жданеева, для объектов критической инфраструктуры должно быть преимущественное использование российских программных комплексов, а не отдельного российского софта, внесенного в реестр, и отдельного оборудования на отечественных контроллерах и процессорах. Вопрос лишь в том, что сделать это единомоментно невозможно, должна быть последовательная системная работа с четкими ориентирами и целеполаганием.
«И сейчас Минпромторг РФ активно работает в этом направлении совместно с нами, и мы на отраслевых конференциях обсуждаем вызовы, связанные с разработкой компонентной базы, необходимой для цифровизации, потому что пока у нас нет возможности производить российское оборудование, допустим, по определенным параметрам нанотехнологий. Но алгоритмы решений на нашем «железе» и для критической инфраструктуры есть, и они работают без вопросов, особенно если мы говорим о рисках информационной безопасности», — сказал Олег Жданеев.
307170, Курская область, г. Железногорск, пер. Автолюбителей, дом 5